Реальный патриотизм: анализ понятия

Автор: Павел Минка.

Патриотизм как в Украине, так и России стал модным. Он в тренде. Конечно, сейчас можно наблюдать его спад (основной пик патриотического бума пришелся на первое полугодие 2014 и связан с Майданом, Крымом, Донбассом), но это спад не от разочарования, а от усталости. На пике быть всегда нельзя. Но очевидно, что патриотизм стал новой религией со своим «вероучением» (теория, идеи), со своим «культом» (практика) и со своей сложной организацией (государство, система образования, СМИ, репрессивные службы, партии и гражданские активисты). Патриотизм подмял под себя и пропагандистскую машину (СМИ, система образования), и церкви (РПЦ, Киевский патриархат), вытеснив в некоторых случаях религию как таковую, и полицию со спецслужбами (борьба с непатриотами: «пятой колонной», «агентами врага»). Патриотизм занял тот духовный вакуум, который образовался после краха СССР и который не смогла занять ни религия, несмотря на колоссальный рост религиозных организаций и православия, ни какая-то определенная идеология, ни та или иная философия. В себе самом патриотизм несет не только определенные идеи, но и этическую позицию (учение о добре и зле).

Любой украинский патриот считает русского патриота идиотом и моральным уродом. «Ватником». Образ такого патриота содержится в этом слове – это такой недалекий пьющий мужик в шапке-ушанке и ватнике, одежде, которую носят неуспешные люди или заключенные. Он некультурен и беспробудно глуп. Украинский патриот ненавидит Путина и считает, что в России процветает особая форма фашизма – «рашизм», а Путин является «Гитлером сегодня». В свою очередь русский патриот считает украинского кретином и «укром» (или «укропом»). Так он выражает свое презрение и насмешку по поводу расхожего мифа про древнее происхождение украинцев – про так называемых «древних укров». Русский патриот уверен, что в Украине процветает фашизм. Он указывает на культ Бандеры. Когда вышел клип на песню «Патриот» группы «Несчастный случай», украинские патриоты незамедлительно стали распространять эту песню как до этого и другую критику русского патриотизма, исходящую, например, от Макаревича. Точно так же русские патриоты высмеивают украинский патриотизм и распространяют соответствующую информацию.

Но правда состоит в том, что патриотизм в обоих случаях – отрицательное и деструктивное явление. Патриотизм есть болезнь, форма умственного помешательства. Он нередко влечет за собой моральную деградацию. В психологическом плане между украинским и русским патриотизмами нет принципиальной разницы.

Под патриотизмом понимают любовь к родине (или к тому месту, которое патриот считает своей родиной) и спектр самых положительных чувств и качеств, которые проявляет патриот с целью принести ей добро. И в СССР, и в постсоветских странах с самых ранних лет навязывается идея, будто патриотизм – безусловная добродетель, а патриот – хороший человек. По крайней мере, в тех случаях, когда он проявляет свой патриотизм. Патриотом может быть только хороший человек с правильными идеями и высокими моральными принципами. Но никто не говорит, что патриотами были и немецкие нацисты, и итальянские фашисты (да и вообще любые завоеватели, которые по принципам «добра и красоты» приходили на чужую землю наводить там порядок). Даже если патриот и видит какой-то «неправильный» патриотизм, он все равно уверен в истинности своих взглядов и действий.

Но на деле никакой абстрактной любви к родине нет. Есть реальный патриотизм, который представляет собой определенное психическое отношение человека к своей стране, народу, соседским странам и народам, своему месту в стране и мире, включающее как идейное понимание, так и эмоциональную реакцию. И нужно анализировать то, что есть, а именно указанное психическое отношение патриотов и его результат.

Мне могут возразить, что патриоты бывают разные, и что нельзя всех под одну гребенку. Мне могут сказать, что существуют разные виды патриотизма. Все это так. Но я хотел бы выделить некую квинтэссенцию реального патриотизма, которая по-своему хоть и проявляет себя в каждом отдельном случае, но все же является базисом, основой. Речь идет о реальном, а не о вымышленном или иллюзорном патриотизме. Мы можем долго спорить о понятии патриотизма, говоря о «правильном» или «неправильном» патриотизме, но для исследователя стоит задача изучить реальный патриотизм, то, что есть на самом деле. В этой статье речь пойдет о патриотизме как социологической и психологической категориях. Причем мы говорим о конкретном патриотизме, проявившем себя в Украине и России в ходе Евромайдана, Олимпиады, трагических событий вокруг Крыма и Донбасса. Временные рамки – начало 2014-го года и до времени написания этой статьи в конце 2016-го.

Украинский патриотизм

Как в идейном, так и в эмоциональном смысле основной чертой украинского патриотизма является русофобия. В сознании украинского патриота Россия – извечный враг Украины. В царские времена бедный украинец был крепостным, и, несмотря на то, что среди панов были и украинцы, в сознании патриота эксплуататором украинца был именно «москаль». В новонаписанной истории Украины русские всегда притесняли украинскую культуру и язык, а лучшие украинцы боролись за независимость, выражая в своей борьбе волю самого народа. Украинец здесь показан в качестве свободолюбивого человека, непокорного казака (или потомка казаков). Он культурен, чем отличается от варвара-русского. Украинский быт и образ жизни приравнивается к европейскому, а все недостатки списывают на влияние «москалей». Украинский народ – народ добрых и светлых людей, любящих свободу и песню, патриотических, готовых бороться за свою независимость. Русский же народ – народ пьяниц и варваров, неотесанных мужиков и коварных правителей.

СССР в сознании украинского патриота ассоциируется с Россией. Он представлен как империя зла, созданная русскими. В Советском Союзе не было ничего положительного – одни репрессии, притеснения, гонения. В Украине создан культ голодомора, который представлен в качестве геноцида украинского народа. Утверждается, что именно русские в ходе голодомора истребляли украинцев. СССР приравнивается к гитлеровской Германии, но нередко в сознании украинского патриота коммунизм представляет зло большего масштаба, чем нацизм или фашизм. Например, тот же Бандера, ставший иконой украинского патриотизма, сотрудничал с нацистами, и это не осуждается, поскольку оправдано тем, что его борьба была против советов. Историю Украины в составе СССР патриот мыслит как историю борьбы украинцев против режима за независимость. Образ Сталина демонизирован до предела – он представлен как самый крупный злодей ХХ века. Кроме того, тысячи памятников Ленину были снесены в Украине толпами патриотов после победы Евромайдана. В этот акт патриоты вкладывали всю свою ненависть к России, поскольку Ленин ассоциируется у них именно с Россией и с темным совместным прошлым Украины в составе России.

Украинский патриот видит будущее своей страны в союзе с Европой. Он проевропейски настроен, и этот ориентир тесно переплетается с русофобией. Перспективу он видит лишь одну: подальше от России к Европе. Если Россия ассоциируется у патриота со злом и тьмой, то Европа – со свободой, процветанием и долголетием. Это такой себе рай на земле. События, связанные с конфликтом вокруг Крыма и Донбасса, украинский патриот интерпретирует как нежелание «проклятого соседа» отпускать Украину в свободное плавание, ведущее к процветанию и богатству по-европейски. В его представлении Россия пытается затащить Украину обратно в бездну, в которой находится сама. В среде украинских националистов нередко встречается точка зрения, что Украина не должна иметь проевропейской направленности и строить обособленно свое будущее, но эта идея не является популярной среди украинцев.

Современная Россия представляется украинскому патриоту как империя зла, где нет свободы слова и вообще абсолютный тоталитаризм. При этом современную Украину он считает свободной страной. Путин представлен как диктатор, «Гитлер сегодня» («Путлер», как его называют патриоты), и личность, которая соединяет в себе все те негативные черты, которые ассоциируются у украинских патриотов с Россией. Россияне мыслятся как люди с промытыми мозгами. Украинский патриот уверен, что в России почти нет вменяемых людей, свободных от путинской пропаганды. Это страна «ватников». «Ватник» на жаргоне украинского патриота – это недалекий русский мужик, некультурный и необразованный, вечно пьющий и агрессивный. Он носит ватник – верхнюю одежду нищих или заключенных. Русский народ в сознании патриота нередко ассоциируется именно с «ватником». При этом он считает себя свободомыслящим человеком. В его сознании российские СМИ полностью лживы, а украинские – правдивы.

У украинских патриотов есть и свои герои, и свои злодеи как среди исторических личностей, так и в современности. Вы не сможете узнать каких-либо подробностей из жизни исторических национальных героев jn патриотов – они почти ничего конкретного не знают ни о Шевченко, ни о Бандере, ни о других иконах украинского патриотизма. Аналогично вы не сможете узнать от патриота и каких-либо подробностей из жизни Ленина или Сталина. Если вы спросите его, кто такой Бандера, он ответит, что это борец за независимость Украины против фашистов и коммунистов. Но если вы спросите о каких-то подробностях из жизни Бандеры, то патриот вряд ли найдет, что сказать. Аналогично если спросить у него, кто такой Ленин (даже у тех людей, кто сносил памятники), вы услышите лишь то, что это «кат (палач) украинского народа» и размытые подробности о причастности Ленина к революции.

Среди современных героев патриоты выделяют, например, «Небесную сотню» (людей, убитых на Евромайдане — мучеников за революцию). Какое-то время иконой для них была Надежда Савченко, активная участница Евромайдана, арестованная российскими властями и осужденная за убийство журналистов. Она была помилована Путиным, но, вернувшись в Украину, допустила ряд острых высказываний в адрес Антитеррористической Операции на Донбассе, после чего попала в немилость у патриотов. Авторитетами для них являются также и разные публичные люди, например, музыкант Святослав Вакарчук, ставший кумиром и иконой для украинской патриотической молодежи.

Здесь есть и свои «предатели», например, Руслан Коцаба, журналист, активный участник событий Евромайдана, который в последующем назвал войну на Донбассе гражданской и был за свои острые высказывания о мобилизации и сепаратизме привлечен к уголовной ответственности. Сюда же можно отнести и певицу Руслану Лижичко, активную участницу и Оранжевой революции, и Евромайдана, которая в последующем опять же отзывалась о войне на Донбассе как о гражданской. После этих высказываний Руслана выпала из общественной жизни и перестала появляться в СМИ.

Многие крупные политики, пришедшие к власти после победы Евромайдана, не являются авторитетами для украинских патриотов и нередко вызывают острую критику с их стороны, хоть здесь есть и исключения. Так, например, олигарх Игорь Коломойский до сих пор остается авторитетом для патриотов, а связанный с ним политик и в прошлом журналист Борис Филатов, ставший в итоге мэром Днепропетровска (Днепра), имеет большую поддержку в патриотической среде.

От одного патриота я как-то услышал формулировку, кто такой украинский патриот. Она звучит так: «Украинский патриот – это человек любой национальности, будь то украинец или татарин, который проживает в Украине, ненавидит Россию и Путина и с уважением относится к украинской символике». Украинский патриотизм строится на конфронтации, на черно-белом мышлении. Здесь «воины света и добра» (выражение, которое часто используется патриотами) борются с мировым злом в лице путинской России. Патриот живет идеей врага. Отсюда – выискивание инакомыслящих среди украинцев. Если украинец не разделяет идей и взглядов, лежащих в основании украинского патриотизма, подпитывающих патриотов, он вызывает недоверие и нередко быстро записывается в стан врагов. Свобода слова в Украине в этом плане существует, если твое мнение не выходит в СМИ, но если человек попадает в публичное пространство и делает публичные заявления, которые становятся уделом значительного числа людей, и в этих заявлениях он критически относится к патриотизму или к идеям, лежащим в основании его, то за это он может поплатиться здоровьем или даже жизнью. Нетерпимость в среде патриотов накалена до предела. Она представляет собой реакцию на войну и вмешательство России, но также и вызвана разжиганием межнациональной розни, которым занимаются СМИ в Украине. Распространилось явление так называемых «гражданских активистов», которые не гнушаются доносами в Службу безопасности Украины на инакомыслящих или же сами прибегают к насилию. При этом особо не разбираются, симпатизирует ли человек России или нет, сепаратист ли он или за целостность Украины, но уже сам факт критического отношения к патриотизму расценивается как преступление. Украинский патриот мыслит так: кто не с нами, тот против нас. Если ты не патриот, то ты – сепаратист или «пятая колонна» — агент врага. Часто патриотизм скатывается к принципу «цель оправдывает средства». Во имя патриотических идеалов здесь дозволено все, даже убийство. Активно эту идею проповедует патриарх Филарет – глава Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

Украинский патриот мыслит клише. Он воспринимает окружающих людей через призму ярлыков. Если человек поддерживает Майдан, ненавидит Россию, ненавидит СССР и ненавидит Путина, то он – «наш». Если же человек критически относится к Майдану, может положительно отзываться о России или о советском прошлом, не выражает благоговения к национальной символике и Независимости, то это расценивается как преступное уклонение. Такой человек воспринимается как «чужой» и «сепаратист». При этом патриот не будет вникать в суть ваших взглядов. Он мыслит, как уже сказано, клише и в рамках черного и белого, плохого и хорошего. Патриот не понимает, как можно быть непатриотом. Для него отсутствие патриотизма — преступление. Подобным образом верующие агрессивно относились в прошлом к «еретикам» и атеистам как к преступникам и врагам.

Важную роль в жизни патриота играет национальная и государственная символика – прапор, герб и гимн. Появилась целая патриотическая субкультура. Модным стало ношение вышиванки. Вокруг национальной символики образовался целый культ. На пике патриотического бума в Украине в крупных городах трудно было найти место на улице, где бы отсутствовала патриотическая символика. В цвета прапора выкрашивали целые дома. В Днепропетровске громадное недостроенное здание, оставшееся от советских времен, украсили гигантским гербом Украины. Отношение к национальной символике у патриота граничит с религиозным трепетом.

Украинский патриотизм – явление в значительной мере СВИПТальное (символическое, вводящее в заблуждение, имитационное, показное, театрализованное). Символизм и имитационность здесь достигают невероятных масштабов. В этом грандиозном свиптальном действе задействованы как и политики и руководители страны, так и массы населения. Патриот погружен в грандиозную имитационную реальность.

Украинский патриот живет в реальности, которую создают украинские СМИ. Он им доверяет, считая себя свободомыслящим человеком. Патриот ориентируется не только на такие патриотические каналы, как 1+1 и ICTV, но и на многочисленные паблики и группы, функционирующие в социальных сетях и интернете. Он с крайним недоверием относится к любым альтернативным источникам информации, будь то российские пропагандистские ресурсы или же любые другие, содержащие критику взглядов патриота. Поэтому он замкнут в своем медийном мирке, поскольку в его психике содержится защитный механизм, блокирующий восприятие любой неугодной информации. В этом смысле старые методы контроля над человеком и обществом не нужны – современные методы пропаганды работают так, что их жертва сама становится своим собственным контролером и сама обрезает любые возможности выхода к альтернативной информации.

У патриота нет объективного понимания происходящих событий. Он живет в рукотворной реальности побед и предательств, друзей и врагов, фактов и лжи. Это человек, полностью утративший с реальностью связь. Для политиков же патриотизм стал способом захвата и распространения своей власти.

Всплеск украинского патриотизма связан с Евромайданом. Это неоднозначное явление, оказавшее колоссальное влияние на дальнейшую судьбу не только Украины, но и России. Евромайдан так или иначе определил дальнейшую судьбу не только Украины, но и всего постсоветского пространства, повлияв на общую социально-политическую ситуацию.

Русский патриотизм

На первом месте в русском патриотизме идея возрождения Великой Руси, величия России. В контексте этого Россия противопоставляется Западу как оплот духовности умирающей в разврате и потреблении цивилизации. Модными становятся монархические идеи, которые соседствуют с просоветскими. Нередко говорится о «православном социализме» — о создании коммунистического государства «с православным лицом». Правительство Путина вслед за Ельциным взяло курс на декоммунизацию России. И Путин, и Медведев с критикой относятся к советскому прошлому, несмотря на то, что их идейные оппоненты на Западе и Украине любят цитировать слова Путина, что крах СССР был самой крупной геополитической катастрофой ХХ века. Об СССР говорят положительно лишь в контексте идеи Великой Руси, а будущее России ассоциируют все чаще с возрождением монархии. Вокруг личности царя Николая вырос целый культ и в смысле того, что он канонизирован как святой, и в смысле появления целой армии его почитателей. Даже появилась идея того, что царь Николай – искупитель грехов русского народа подобно Христу, искупившему грехи всех людей. Русская Православная Церковь открыто поддерживает монархизм, называя его в официальных документах наиболее приемлемой для православия формой государства. Даже депутаты и политики от Коммунистической партии РФ выражают свои симпатии по отношению к монархии и открыто заявляют о своем православном вероисповедании.

Важную роль играет отношение народа к Путину. Известно, что поэт в России – больше, чем поэт. Это же можно сказать и о Путине: в России он больше, чем президент. И даже не в плане того, что обладает фактически абсолютной властью, а в плане народного отношения. Путин представлен в качестве великого деятеля истории. В нем даже видят мессию – правителя, который возродил Великую Россию и сейчас играет основную роль в борьбе с «новым мировым порядком» США и антиглобализме. Поддержка Путина до такой степени велика, что если завтра он вдруг решит провозгласить себя царем, то массы восторженно поддержат это.

В конце 90-х Ельцин дискредитировал себя. Россия была ввергнута в глубокий экономический кризис. В Чечне разгорелась война. Эйфория, которая захлестнула россиян, когда лидеры перестройки во главе с Горбачевым, а потом сменивший их Ельцин  пообещали высокий материальный уровень жизни по-европейски, сменилась разочарованием и отчаяньем. Невероятно вырос уровень преступности. Бандиты стали контролировать почти все сферы жизни, прорвались во власть, захватили оставшиеся от СССР предприятия и заводы. Бандитизм достиг таких масштабов, что вооруженные группировки буквально воевали за контроль над отдельным магазином или рынком. В этой атмосфере наблюдается рост православия и сектантства. Как грибы растут секты. Очевиден тот факт, что алкоголик Ельцин не в состоянии управлять страной. Почти нет никаких симпатий у населения и ко многим активным политикам, стремящимся победить на выборах. И именно в этих условиях из полной безвестности на арену истории выходит Путин. За короткие сроки он создает себе репутацию честного и порядочного человека, не запачканного властью, примерного работника, сильного и волевого мужчины, умного и расчетливого управленца. В ситуации хаоса и административного кризиса это принесло свои плоды. Это было появление в нужном месте в нужное время. В менталитете русского человека глубоко укоренена вера в народного лидера и преклонение перед ним. Путин сумел настроить население, что именно он является таким лидером, с которым произойдет возрождение страны. Его начали ассоциировать с такими фигурами, как Петр Великий и Николай Второй.

В начале двухтысячных эйфория вокруг Путина несколько остывает. И последующие всплески русского патриотизма в итоге связаны не с какими-то реальными достижениями внутри страны, а с определенным поведением России на мировой арене и прямым ее вмешательством в дела других стран, в том числе и военном. Русский патриот крайне ориентирован на то, как ведет себя его страна во внешней политике. Например, настоящий фурор произвело выступление Путина на немецком языке в Германии в 2001 году. У русского человека это вызвало гордость, поскольку Путин в его глазах выглядел во время этого выступления как образованный и умный политик, настоящий лидер, историческая фигура. Но главное состояло в том, что это было выступление перед западным человеком, и что оно должно было создать положительную репутацию у новой России как страны, вставшей на путь возрождения.

Придя к власти, Путин активно стал поддерживать имидж великого лидера и исторической фигуры. Началась борьба с олигархами. Пропаганда выставила эту борьбу в том свете, что народный лидер борется с бандитами, разграбившими страну, чтобы вернуть награбленное народу. Опять же заработал «синдром Робин Гуда» — политик представил себя в качестве лидера, который забирает богатство у злых богачей и возвращает его народу. Но в случае с Путиным его конфликт с олигархами был выставлен в качестве исторического события эпохального масштаба. На деле Путин ставил перед собой цель укрепления своей власти, как государственной, так и экономической. Фактически велась борьба одних олигархов с другими.

В царские времена русский народ верил, что царь – помазанник Божий, и все беды Руси связаны не с ним, а с дворянством, боярами, которые обманывают царя, но когда он узнает об их кознях, то тут же восстановит справедливость. В сталинский период русские верили, что все беды – от местного руководства, и когда «хороший» Сталин узнает правду, то наведет порядок. Аналогично современный русский человек верит в Путина, и нередко считает, что все беды вызваны тем, что бесчинствуют местные власти, и что Путин рано или поздно доберется до них, накажет виновных и решит все проблемы.

Если украинские СМИ находятся во власти у олигархов, эксплуатирующих патриотизм в своих целях, то российские – в руках у олигархической группировки, возглавляемой Путиным. Кардинальное отличие украинской и российской журналистики – почти полное отсутствие журналисткой культуры и этики, что подразумевает объективное расследование и адекватное информирование, а также подчиненность идеологическим силам. Новости как в Украине, так и в России не происходят, а создаются подобно художественным произведениям.

Российская пропаганда подобно украинской строится на идеи конфронтации. Россия здесь – оплот духовности, добро и свет, противостоящий Западу и США. Естественно, Запад описывается как средоточие мирового зла. Эта идея – не нова для русского человека. На протяжении истории был конфликт между православной Русью и католическим Западом. Запад плотно закрепился в сознании русского человека как отступивший от истинного христианства. В 19 веке можно наблюдать раскол в русской душе, выраженный в споре славянофилов и западников. Несмотря на то, что славянофилы во многом перенимали западную культуры и переиначивали ее на русский лад, они говорили об особом пути России, о ее духовной миссии. Мессианская идея позже трансформировалась в призыв распространить коммунизм на всем земном шаре. Именно эта идея исторической уникальности России вновь всплыла в ХХI веке. Она активно эксплуатируется современной пропагандистской машиной. Есть уникальная и неповторима Россия, которая «граничит с Богом», и ее историческая миссия – нести свет и добро. Во главе такой России обязательно должен стоять великий лидер, который в себе сочетает все лучшие качества. Эта идея пронизана ореолом православия – Россия представлена в ней как оплот истинного христианства. В последнее время все чаще церковные руководители выражают идею, что Путин и есть тот самый правитель, который максимально соответствует исторической миссии России. При этом антизападность современной России – явление свиптальное, имитационное, пропагандистское. Постсоветская российская культура так или иначе ориентирована на Запад. Россия не может предложить ни в идеологическом, ни в экономическом, ни в социальном, ни в культурном планах никакой альтернативы Западу и находится под его влиянием. Иллюзия антизападности нужна для того, чтобы поддерживать миф о возрождении России и патриотизм, который строится на конфронтации. Подобно тому, как в Украине культивируется миф о независимости при полной зависимости государства от внешних сил и отсутствии самостоятельности на мировой арене, в России говорится об особой ее роли и значимости в геополитике.

Русский патриотизм включает в себя военную тематику. Одним из патриотических символов стала георгиевская ленточка – символ русской военной мощи и духа. Пророссийские украинцы и сепаратисты используют этот символ. Вероятно, что патриотический бум, связанный с событиями Евромайдана, который наблюдался в Украине, быстро сбавил бы обороты или совершенно угас, но он поддерживается до сих пор как реакция на войну на Донбассе. Крайние русофобские настроения в Украине подпитываются стараниями Кремля. Но для российской власти война нужна для поддержки патриотических настроений у себя в стране. Русский патриотизм живет и поддерживается идеей войны. Создается очередной миф, что Россия ничем не уступает США и является вторым серьезным игроком на мировой арене, призванным создать новый мир на обломках «загнивающего Запада».

Российская идеологическая сфера пронизана символизмом и имитацией. Имитируется возрождение страны, возрождение православия и духовности, величие современной России, антизападность. Пропаганда скрывает истинное положение дел. Россия – страна с критическими социальными проблемами: низкий уровень жизни и повальная бедность, высокий уровень смертности, широкое распространение алкоголизма и наркомании, сотни тысяч беспризорников, повальная коррупция, безработица и другие болезни общества расцветают. Но при этом эти проблемы принято замалчивать, говоря о постепенном экономическом и культурном подъеме. Влияние Русской Православной Церкви на умы наблюдается слабое – распространяется обрядоверие и массовое христианство, включающее в себя несерьезное отношение к вере, показное христианство. Параллельно наблюдается рост антихристианских феноменов. Некоторые элементы церкви стали частью государства, а сама церковь используется для пропаганды и промывки мозгов. При этом говорится о возрождении христианства. Российская массовая культура всецело ориентирована на западную и выросла из нее, переняв все худшее в этом плане, и расплодилась до невероятных масштабов. Примитивность, пошлость, низость и аморальщина процветают.

Постоянно нагнетается обстановка вокруг так называемых либералов. Александр Дугин, один из видных идеологов в современной России, говорит о наличии не просто «пятой колонны», но еще и «шестой». Здесь имеются в виду силы, якобы работающие на подрыв государственного строя. Существование либеральной оппозиции в России допускается, поскольку она не имеет серьезного влияния на умы и не играет роли в политической жизни. Кроме того, поведение оппозиции нередко выглядит не просто нелепо, но и отталкивающе, поэтому в какой-то мере она работает на рейтинг Путина. Но серьезной оппозиции, имеющей за собой реальную идеологию и вменяемую программу действий, попросту нет, а деятельность существующей сводится к провокациям и самопиару.

В Украине до сих пор нет «специалистов» и «экспертов», которые бы занимались пропагандой и идеологической обработкой, имея широкий авторитет у масс. Здесь оказалось достаточно СМИ и ряда популярных публичных личностей, которые не позиционируют себя в качестве экспертов в области социально-политических вопросов, но при этом пропагандируют патриотизм и новую украинскую идеологию. В России же появилась целая плеяда пропагандистов, каждый из которых имеет и популярность, и влияние на умы. Они имеют доступ в СМИ, их книги издают, а их деятельность финансируется политическими кругами и властью. Причем эти идеологи позиционируют себя в качестве людей с разными политическими и религиозными взглядами (так называемые традиционалисты, национал-большевики, демократы, верующие, атеисты), но в итоге пропагандируют одни и те же идеи – идеи новой русской идеологии. Здесь можно выделить следующие имена: Дугин, Стариков, Лимонов, Тихон Шевкунов и другие. Есть помимо прочего популярные публичные личности (музыканты, актеры, писатели), которые выступают в качестве пропагандистов, например, писатель Захар Прилепин, а также актер и бывший священник Иван Охлобыстин. На территории, подконтрольной ДНР, в качестве идеолога Новороссии выступает Павел Губарев, автор книги «Факел Новороссии». Важное место в пропагандистской машине занимают журналисты Владимир Соловьев и Дмитрий Киселев. Одним из ее элементов является и так называемый зиновьевский клуб, паразитирующий на идеях великого русского мыслителя Александра Зиновьева. Председателями клуба являются Дмитрий Киселев и вдова Зиновьева – Ольга Зиновьева. Клуб занимается пропагандой антизападных идей и участвует в поддержании культа Путина как великого лидера, не имея никакого отношения к идеям Александра Зиновьева.

Русский патриот, как и украинский, живет в своей искусственной языковой матрице. Если украинский патриот использует для характеристики россиян слово «ватник», подразумевая недалекого и агрессивного пьющего мужика, лишенного ума и культуры, то русские патриоты называют приверженцев Евромайдана «майдаунами» и «укропами». Слово «укроп» — ирония над легендой, утверждающей, что в древности существовал великий народ укров, создавший все блага цивилизации, и прямыми потомками которого являются украинцы. Украинцы обвиняют россиян в фашизме («рашизм» — еще один термин из словаря украинского патриота), а россияне – украинцев, указывая на то, что они почитают Бандеру, бывшего пособником нацистов. На ненависти или презрении по отношению к соседнему народу строится как русский, так и украинский виды современного патриотизма. Украинские СМИ посвящают львиную долю эфирного времени сюжетам о том, что в России — тоталитаризм и кромешная нищета, и что там люди умирают от голода и холода прямо на улице. В это же самое время российские СМИ критикуют украинские реалии практически в тех же самых тонах.

Когда русский патриот употребляет такие слова, как «Европа», «США», «Евромайдан», «Путин», «Крым» и другие, он нередко имеет в виду диаметрально противоположный смысл, чем украинский патриот. Это два языковых мира, дискурса. Здесь невозможно примирение. При это в психологическом плане русский и украинский патриоты подобны братьям-близнецам. Здесь в основании их идей и чувств лежит взаимная ненависть, черно-белое мышление, оторванность о реальности – непонимание объективных событий, похожие или даже одинаковые взаимные обвинения, агрессивность, воинственность и ненависть к инакомыслящим.

Украинский и русский патриотизм как братья-близнецы

Если смотреть в корень, на принципы, то украинский и русский патриотизмы – феномены идентичные. Здесь мы видим следующие характерные элементы:

  1. Черно-белое мышление, деление на «наших» и «ненаших». Идея Врага.

Украинский патриот винит во всех бедах Путина, Россию и пророссийских граждан, которые автоматически записываются в сепаратисты вне зависимости от своих взглядов. Даже если у того или иного украинца отсутствуют пророссийские настроения и сепаратизм, но он не симпатизирует Майдану или критикует украинский патриотизм, то в глазах патриота такой соотечественник в любом случае преступник и сепаратист. В России постоянно звучит идея «пятой колонны», либералов и врагов России, которые изнутри работают на ее разрушение.

В публичной сфере критика патриотизма как в России, так и Украине вызывает активную критику со стороны патриотов, распознающих в любом альтернативном мнении исключительное зло, и нередко вмешательство репрессивного аппарата (полиции).

  1. Отсутствие объективного понимания происходящих социально-политических событий.

Патриот – человек, живущий в созданной СМИ и другими средствами пропаганды (системой образования, например) реальности, которая почти не имеет ничего общего с объективно происходящими социально-политическими событиями. При этом каждый патриот, несмотря на то, что он является и жертвой, и разносчиком пропаганды, мнит из себя специалиста в области социологии и политологии. Переубедить его – задача непосильная, поскольку он может мыслить лишь теми клише, которые вбили в его голову искусные манипуляторы и пропагандисты. В инакомыслии он видит что-то враждебное для себя.

  1. Дискриминация, расизм, фашизм.

Как в украинском, так и в русском патриотизме мы можем встретить налет дискриминации и даже фашизма. В Украине и на уровне СМИ, и на уровне государства (высших чиновников) мы встречаем откровенно дискриминационные и фашистские идеи. Здесь процветает русофобия и презрительное отношение к жителям не только Донбасса, но и юго-восточной Украины. Что касается России, то проблемы дискриминации, расизма и фашизма здесь аналогично обострены. Например, идеология, которую пропагандирует в России Александр Дугин, по мнению некоторых экспертов носит открыто фашистский характер.

  1. Моральное отношение к инакомыслящим.

В патриотической среде распространены призывы расправляться с врагами, «пятой колонной», «врагами народа». Кто не с нами – тот против нас. Патриот видит в другом не человека, но либо «своего», либо «чужого». В лучшем случае он дозволяет другому занимать позицию безразличия или неопределенности. В расправе над «врагом» он видит безусловное добро и даже святое дело.

  1. Неспособность сопротивляться манипулированию, подверженность пропагандистской обработке.

Несмотря на то, что каждый патриот считает себя свободомыслящим человеком, он невероятно подвержен пропаганде и манипулированию. Современные пропагандисты, которые используют патриотизм для управления массами как оружие, нередко говорят на белое – черное (а на следующий день утверждают обратное, если это выгодно), и патриот верит, поскольку не может распознать манипуляцию по причине отсутствия критического мышления.

Массовое безумие

Медицина говорит о болезнях тела. Психиатрия – о болезнях души (психики). В религии говорят о духовных болезнях, под которыми подразумевают, например, склонность человека к греху, неверие, уныние или даже состояние одержимости злыми духами.Но вне зависимости от нашего отношения к религии, очевиден факт наличия физических болезней. Но почему-то почти никто не говорит о том, что есть болезни ума. Речь идет не об умственной отсталости, например, а об особом роде интеллектуальных заболеваниях. Александр Зиновьев пишет об этом так: «В XX веке возникло качественно новое социальное явление — интеллектуальные заболевания. Не психические, а именно интеллектуальные, описываемые в понятиях логики. Эти заболевания достигли масштабов эпидемий. И исходят они не из безграмотности, невежества и глупости, а из среды образованных людей, с высот достижений науки и техники. И диагностировать их неизмеримо труднее, чем медицинские заболевания. Если, например, в больнице пациент пытается надеть штаны через голову, врач констатирует нарушение функций логического мышления. На высотах науки ученые мужи вытворяют нечто такое, по сравнению с чем попытка надеть штаны через голову выглядит как вполне невинная и почти что здравая. Тут имеет место именно помутнение умов, которое стало тотальным, охватив подавляющую часть думающего человечества. Эти заболевания не лечат, а наоборот, поощряют как некий выдающийся прогресс познания. Интеллектуально больных прославляют в средствах массовой информации… Их интеллектуальный бред преподносится как тайны мироздания».

Примеров такого тотального помутнения умов – огромное количество. Одно дело говорить о мракобесии малокультурных и малообразованных людей, другое же – об интеллектуальных болезнях, расплодившихся в среде людей умственного труда и интеллектуалов. Пытаясь изучить то, что пишут сегодня ученые и философы об идеологической сфере в России и Украине, я испытал настоящий ужас, осознав подлинное положение дел в научной среде. Так, например, один доктор наук из Киева объяснял современную социально-политическую ситуацию в России, исходя из того, что в свое время Иван Грозный нагрешил и попортил карму всему русскому народу, и теперь русские вынуждены эту карму отрабатывать. А одна украинская ученая предложила ввести в Украине буддизм, поскольку это неминуемо бы привело к экономическому буму, ведь буддисты верят в переселение душ, и если бы украинцы стали буддистами, то они бы занялись строительством экономики, понимая, что им придется не одну жизнь прожить в Украине, а миллионы (это она назвала «долгой перспективой), и разумно уже сегодня готовить почву для экономического процветания последующих своих воплощений.

Интеллектуальные болезни в наше время приобрели форму эпидемий. Не зря говорят о массовом безумии. Поразительно, но можно отметить, что в местах скопления критической массы интеллектуально сумасшедших происходит вспышка массового безумия, которая охватывает и относительно здоровый контингент. Для примера можно привести ситуацию с патриотическим бумом в Украине и России, когда в один миг будто по приказу вполне нормальные люди превратились в фанатиков с черно-белым мышлением, состоящим из клише и лозунгов. Еще вчера они интересовались совсем другими темами, имели другие вкусы, представления, политические взгляды, но в один миг стали одинаковыми, агрессивными, с одними и теми же интересами и идеями. Когда в одном советском мультфильме персонаж говорит, что с ума сходят поодиночке, и лишь гриппом все вместе болеют, то это неверно по отношению к интеллектуальному безумию. Оно имеет именно массовый характер. Во многом это и объясняется сферой социального бессознательного. Вирусы интеллектуального безумия вынашиваются долго в недрах бессознательного, но вдруг появляется провокатор, и они выплескиваются на поверхность сознания. При этом больной считает болезнь нормой и уверен, что обладает не только истинным пониманием ситуации, но и что это понимание – его личное неповторимое мнение. В психиатрии распространен случай, когда безумец не признает себя больными.

Вполне вероятно, что в будущем тема интеллектуальных болезней будет исследована детально, и очень многие явления, которые сегодня выдаются за трезвую и адекватную точку зрения, будут признаны формой помешательства. В середине ХХ века на Западе произошел бум сект. Миллионы людей уходили в секты, разрывая связь с внешним миром. Психологи, исследовав этот вопрос, пришли к выводу, что в сектах применяются техники изменения сознания («контроль сознания», «реформирование мышления») и объяснили, почему это несет вред физическому и психическому здоровью. Этой темой по-своему заинтересовались и психиатры. Например, в Украине активное распространение получило «Белое братство», и после запрещения этой секты были проведены психиатрические экспертизы, констатирующие факт психических расстройств у адептов, в том числе и необратимых. Несмотря на то, что эта тема с сектами вызывает еще много вопросов и имеет спорные стороны, мы имеем дело с прогрессом в исследовании не только психики человека, но и различных видов сумасшествия, в том числе и интеллектуального.

Уже давно говорят о массовом безумии, охватившем немцев в гитлеровский период. Нацизм и фашизм осужден после Второй мировой войны, но психологи и социологи подвергли детальному анализу немецкое общество еще до всех тех зверств, которые были причинены нацистами в итоге. Они отмечают то, что это общество, охваченное патриотизмом, идеей реваншизма и мести, черно-белым пониманием мира (мы – хорошие и добрые, а они — враги) и идеей, что цель оправдывает средства. Надеюсь, что в будущем и современные формы массового безумия будут аналогично исследованы и осуждены. Для нас нормальным является осуждение вспышек религиозного помешательства в средневековой Европе, приводивших к сжиганию еретиков и иноверцев, или осуждение фанатизма нацистов, но при этом мы не видим проблемы в современных патриотических движениях, которым сопутствует и моральная, и интеллектуальная деградация, не осуждаем новые формы религиозного мракобесия и безумия, которые охватили всю религиозную сферу, живя в иллюзии свободы, демократии и своего умственного превосходства. Прогресс человечества возможен только в том случае, если в будущем мы увидим осуждение, а не героизацию и прославление современных форм массового безумия.

Но пока что остается констатировать факт: современные идеологи ставят перед собой в качестве основной задачи распространение интеллектуальных болезней. Многие из них либо сами больны, либо цинично заражают других. Массовые безумия нередко поддерживаются на государственном уровне. Средства массовой информации целенаправленно способствуют помутнению умов. Даже интернет, представляющий свободную информационную зону, заполнился огромным количеством ресурсов и сайтов — рассадников вируса массового безумия, и порой нелегко через все это грандиозное нагромождение «уничтожителей ума» прорваться к адекватной и вменяемой информации. Так ситуация обстоит не только на постсоветском пространстве, но во всем мире.

От патриотизма к прогрессу

В Украине, как и в России конструктивные изменения и прогресс будут возможны лишь при условии отказа от патриотизма в том его виде, в котором он описан, в качестве государственной и национальной идеологии и образа мысли и жизни. Путь к прогрессу, развитию, цивилизованности лежит через следующее:

— воспитание толерантности в политических, социологических, религиозных вопросах; допущение инакомыслиях; отказ от черно-белого мышления;

— восприятие другого человека как человека в первую очередь, а уже потом как носителя определенных взглядов, лично приемлемых или нет; признание права другого на личную позицию относительно политики, социума, истории;

— воспитание культуры мышления, привитие и развитие критического мышления;

— отказ от манипулирования и неэтической пропаганды, вмешательства в разум людей как и со стороны государства, так и со стороны СМИ и идеологов;

— отсутствие преследования инакомыслящих со стороны государства и патриотических сил;

— отношение ответственности по отношению к своему окружению (к людям и среде жизни).

Звучит как утопия, но если все же наберется критическая масса людей, реально разделяющих демократические принципы, то конструктивные изменения возможны.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Патриот

К тебе взываю, Боже, со слезами:

Даруй безумье мне и сделай патриотом,

Чужими чтоб увидеть все глазами,

Вопить чтоб лозунг в теле многоротом.

 

Хочу наивно новостям я верить,

И ложь последней правдой называть,

Простым ответом жизнь измерить,

Я патриот – экрана потреблядь.

 

Хочу я чувствовать безликое единство,

С такими ж патриотами, как я,

И называть патриотизмом свинство,

И думать, что живу не зря.

 

***

 

Сопляк

Был я просто Сопляком,

Мысль рождал мой мозг с трудом,

Маты на стене писал,

Письку в тайне потирал,

Ногти черные сгрызал,

Всем проблемы создавал,

 

А теперь я патриот —

Вот.

 

Родины я стал надеждой,

А не школьною невеждой.

Голос я теперь народа,

Рупор этой новой моды,

И свою страну от сброда

Очищаю навсегда!

 

Ведь теперь я патриот –

Да!

 

Знаю, кто враги народа,

Средь своих найду урода,

С нами ты иль против нас?

Принесу я очищенье —

В этом для страны спасенье,

Бить врагов священный час!

 

Ведь теперь я патриот –

Класс!

 

***

 

Если ты настоящий украйнец,

Значит, есть у тебя мечта:

Выкрасить все сине-желтым —

Проблемы решив навсегда.

 

Если денег совсем не стало,

За квартиру нечем платить,

Прапор развей над балконом —

Так получше нам станет жить.

 

Если газ у тебя отключили,

И носка не найдешь без дыры —

Выходи поскорей ты на митинг,

Лозунг громко в толпе ори.

 

Если ты подыхаешь в больнице,

И лекарства нет денег купить,

Знай, что жертва твоя за Юкрайну,

Патриотом в раю тебе быть.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *