pic-515

Манипулирование в сфере идеологии: понятие и средства

Автор: Павел Минка.

Идеологическая обработка

Идеологическая обработка – это процесс распространения и привития определенной идеологии людям. Источниками идеологии являются ее носители и результат их идеологической деятельности. Под носителями следует подразумевать отдельных людей – приверженцев данной идеологии – и информационные носители, среди которых СМИ, печатная продукция, интернет-ресурсы и так далее. Живые носители идеологии могут быть как простыми ее приверженцами, так и профессиональными идеологами. Под профессиональными идеологами я подразумеваю людей, специально обученных идеологической обработке и выполняющих в силу своей деятельности функцию ее распространения. Перечень их довольно широк и зависит от того, с какой конкретно идеологией мы имеем дело. Например, это журналисты, преподаватели (особенно таких предметов, как история, философия, социология и др.), священники и другие. Не обязательно, что, например, каждый преподаватель так называемых гуманитарных наук является идеологом – если он обращается к науке и основывается исключительно на ней, то мы видим выход за рамки идеологии. Но важно отметить, что целый ряд профессий, в том числе и те, которые перечислены выше, существуют в обществе только потому, что они важны для идеологической обработки и служат ей. Они либо не мыслимы без функции идеологической обработки, либо их допускают лишь потому, что они ее частично выполняют.

Понятие манипуляции

При рассмотрении вопроса идеологической обработки важно коснуться вопроса манипулирования в идеологической сфере. Не каждая идеологическая обработка строится на идеологической манипуляции, но нередко принимает ее форму. На тему манипуляции было написано большое количество трудов. Среди авторов, писавших на эту тему, можно выделить следующие имена: Е.Доценко, У.Рикер. Е.Волков, Г.Шиллер, Л.Прото, С.Хассен.

Манипуляция в идеологической сфере представляет собой скрытое влияние идеолога на объект, при котором последний не знает о настоящих целях идеолога и совершает внушенное ему действие, считая это самостоятельным выбором. Метафорически это можно выразить так: кукловод управляет куклой, дергая за веревочки, но кукла полностью уверена в своей самостоятельности и автономии. Кукла может считать, что это именно ее личная мысль, идея, действие, поступок, но все это внушено ей манипулятором.

Методы манипулирования

Методы (способы) манипулирования крайне разнообразны. Каждый человек, если он не Робинзон Крузо, изолированный от общества, подвергается идеологической обработке постоянно. Можно сказать, что быть человеком – это в какой-то мере быть существом идеологическим. Подавляющее большинство людей тяготеет к идеологии, бессознательно стремится быть идеологически обработанным. Это вызвано неумением и нежеланием самостоятельно решать мировоззренческие вопросы, отсутствием личного философствования, непониманием сути науки и неумением ее использовать. Кроме того, само общество создает условия, при которых идеологическая обработка в рамках определенных идеологий становится максимально эффективной. Можно даже сказать, что социализация индивида подразумевает его идеологизацию.

На тему методов влияния, внушения, манипуляций, было написано большое количество трудов. Стоит отметить, что в ХХ столетии манипулирование стало более изощренным. Это связано с техническим прогрессом, новыми способами коммуникации и новыми условиями жизни, которые появились в ходе развития человечества. Кроме того, развитие психологии углубило познания человека в области психики и ее важной части – бессознательного. Открыта сфера коллективного бессознательного. Появилось большое количество исследований в области психологии и такой ее дисциплины, как социальная психология, вскрывающих сущность манипуляции и контроля сознания.

Поэтому ХХ век стал веком расцвета идеологической обработки. С одной стороны, мы имеем пример фашистских и нацистских политических режимов. С другой стороны, у нас есть пример коммунистического общества. С третьей – пример западнистских обществ. Отметим, что наибольшего расцвета идеологическая обработка достигла не в фашистских и коммунистических обществах, которые оказались в этом плане далекими от совершенства, но в западнистском обществе. Кроме того, феномен тоталитарных сект или деструктивных культов дал большую почву для исследования феномена идеологической обработки.

В начале двухтысячных годов меня очень серьезно заинтересовал феномен тоталитарных сект или деструктивных культов, как их называют в социальной психологии. Это было вызвано интересом, как совершается то, что в простонародье называется «зомбированием» или «промывкой мозгов». Для этого пришлось обратиться к социальной психологии. Среди авторов, писавших на эту тему, можно выделить Зимбардо, Хассена, М.Сингер, Лифтона, Волкова. В США в 60-е годы произошел всплеск деструктивных культов – подобное явление наблюдалось в 90-е годы в постсоветских странах. В области психологии, прежде всего социальной, появились исследования этого явления. Главный вопрос, который задавали психологи: почему люди готовы были верить всему, что им внушают гуру сект, превращаются в марионеток, и как освободить их от этого? Так в социальной психологии появилось понятие «контроль сознания» (mindcontrol) и описание техник, которые используются манипуляторами.

Одна из проблем, с которой я столкнулся после изучения исследований по контролю сознания, заключалась в том, что я не видел его в тех религиозных организациях, которые эти исследователи определили как деструктивные культы. Понадобилось несколько лет посещений тоталитарных сект, чтобы увидеть, как в них применяется контроль сознания. В чем же состояла сложность? Суть в том, что любая тоталитарная секта имеет два уровня существования: внешний и внутренний. Есть то, что называется «ширмой», видимостью, но есть и глубинный уровень, подлинный. Он не лежит на поверхности. И только на этом внутреннем уровне вы можете обнаружить попытку завладеть сознанием адепта и увидеть механизм его взаимодействия с внешним уровнем.

В 2004 году произошла Оранжевая революция и я увидел, что здесь применялись точно такие же техники контроля сознания, которые применяются в тоталитарных сектах (позже с еще большим напором их применяли во время Евромайдана). Стало очевидно, что техники контроля сознания универсальны, и их используют не только в деструктивных культах, среди которых мы можем встретить как религиозные организации, так и финансовые пирамиды (маркетинговые пирамиды), «психокульты» (деструктивные культы, выдающие себя за «клуб практической психологии»), но и в политике, СМИ, да и вообще в повседневной жизни. Одной из грандиозных «сект» в этом смысле является «секта» патриотов, причем что в Украине, что в России эти люди прошли через одинаковую обработку, но с разным содержанием.

Идеолог может пытаться вас обратить в свою «веру» без попытки вами манипулировать. Он может применять «этичные» методы – просто беседовать с вами и доносить свою точку зрения. Эта беседа строится на взаимном уважении. В этом случае ваш собеседник воспринимает вас как свободную личность и оставляет за вами право личного выбора. Он дает информацию, которую оставляет на ваше размышление, и не использует манипулирование.

Но можно говорить о такой идеологической обработке, когда идеолог не воспринимает вас в качестве личности. Он видит в вас средство. Здесь в ход идут скрытые влияния – манипуляции. В этом случае идеология вторгается в вашу жизнь и буквально насилует вас, переделывая вас по своему образцу. Хуже всего то, что подавляющее большинство людей не в силах распознать такой «ментальный терроризм» и сопротивляться ему.

Рассмотрим методы манипулирования детально:

Групповое манипулирование

Для того, чтобы человека идеологически обработать, необходимо его поместить в определенную группу, которая является носителем этой идеологии. Как показывают эксперименты, мало кто способен долго сопротивляться групповому влиянию и давлению. Наша психика устроена таким образом, что мы на уровне инстинкта стремимся бессознательно приспособиться к окружению. Читатель может вспомнить свою жизнь и отметить, что его поведение в значительной мере зависит от окружения: с друзьями он ведет себя одним образом, с женой – другим, с родителями – третьим, с начальством и сотрудниками – четвертым, и так далее.

В качестве примера приведу следующие эксперименты в области социальной психологии:

Каша

Детей в школьной столовой рассаживают за стол. Всем дают тарелки с кашей. В одной из тарелок каша резко пересолена. У детей спрашивают: «Не пересолена ли каша?» И все отвечают, что нет. Когда доходит очередь до ребенка, которому досталась пересоленная каша, он говорит, что каша совершенно нормальная по вкусу, следуя ответам остальных детей.

Опрос

Человека с улицы приглашают поучаствовать в «общественном опросе». Его заводят в помещение, где он видит еще пять человек. Он думает, что это такие же люди с улицы, но это подсадные утки, знающие суть эксперимента. Их всех рассаживают в ряд и дальше задают вопросы. Человек с улицы сидит последним. Вопросы примерно такие: показывают плакат с черным квадратом и спрашивают, какого он цвета. Все отвечают правильно. Потом показывают новые плакаты, например, на одном из них изображены три линии, где первая – самая длинная. В определенный момент все подсадные утки начинают отвечать одинаково неправильно. И человек с улицы видит это. Девять из десяти участников эксперимента в итоге сдавались и начинали отвечать в соответствии с неправильными ответами группы. У многих наблюдалось облегчение на лице, когда они давали первый неверный ответ.

Добрый самаритянин

Участникам эксперимента читают притчу о добром самаритянине из Евангелия. Текст ее таков: «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел его и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».

Участников эксперимента спрашивают, правильно ли поступил самаритянин. Они соглашаются и говорят, что на его месте сделали бы то же самое.

После этого моделировалась ситуация, в которую помещался участник эксперимента. Он оказывался в месте, где было довольно-таки большое количество людей. И был человек, который лежал на земле. Мимо него спокойно проходили люди. Почти все участники эксперимента не предложили помощь лежащему человеку. Когда их спросили, почему, то кто-то признался, что из-за стыда, мол, никто не подошел, и я не подойду, чтобы не выделяться. А кто-то сказал, что если другие люди не подходят, то с человеком все хорошо, просто он пьян.

Подобного рода экспериментов было проведено огромное количество, и читатель может при желании даже в своей жизни вспомнить ситуации, когда он приспосабливался к общественному поведению.

Итак, люди ориентируются на других и ведут себя в соответствии с их поведением. Человек стремится приспособиться. Поэтому для эффективной идеологической обработки отдельного человека нужно поместить его в группу, которая разом делает все необходимое, чтобы привить ему идеологию.

Черно-белое мышление и техника «Враг»

Основная задача для «идеологического террориста» – привить человеку черно-белое мышление. Нужно научить его мыслить в следующих категориях: мы – наше общество (движение, группа) и наша идеология (вера, идея) – добро, а то, что противостоит или противоречит ей (конкурирующая идеология) – зло. Для этого необходимо из конкурирующей идеологической силы создать образ врага, постоянно очернять его, обеляя при этом «свое». Нельзя допускать критику по отношению к своей идеологии и всю вину валить на врага.

Если приверженец идеологии полностью перенял черно-белое мышление, то можно в дальнейшем все то зло, которое совершает манипулятор, перенести на врага и обвинить его в этом. Манипулятор в этом смысле получает кредит доверия – отныне он может делать все, что угодно, но идеологически обработанные массы будут винить во всем врага. Это одна из излюбленных политических манипуляций: обвинять во внутренних проблемах врага, который прямо или через своих агентов хочет принести нам, добрым, умным, моральным людям зло.

Последователей идеологии нужно постоянно держать в возбужденном состоянии. Этого можно добиться с помощью создания чувства угрозы со стороны врага, перед которым необходимо объединиться. Чем больше играть на идее врага, тем сильнее приверженцы идеологии будут верить манипулятору.

Манипуляция чувствами

Искусный идеолог знает, как эффективно играть на чувствах людей. Человек, помещенный в массы «своих» (формы таких групп бывают разные – от религиозного собрания до митинга («майдана»), чувствует невероятный прилив положительных чувств, похожий на алкогольное и наркотическое опьянение: преодоление одиночества, единство с толпой, ощущение себя в качестве «проводника» истины, «героя», и искусный идеолог использует это в целях идеологической обработки. Стоит сказать, что создание такой массовой атмосферы – одно из условий эффективного идеологического манипулирования. Эти ощущения толкуются как подтверждение истинности идеологии, правильной позиции ее носителя.

Манипуляция ценностями

В ходе манипулирования выполняется задача привить человеку мысль, что «наша» идеология содержит в себе самые лучшие идеи и ценности. Поэтому обязательна манипуляция со словами: «свобода», «независимость», «добро», «свет», «единство», «победа», «лучшее», «нравственность», «любовь». Человек должен поверить, что он ориентируется на самые лучшие и правильные идеи, на «святое».

Идея превыше всего

Приверженцу идеологии внушается идея, что личность не имеет значения по отношению к идеологии. «Идея превыше всего», «нация превыше всего» и так далее. Необходимо, чтобы приверженец идеологии выработал идею, что цель оправдывает средства. Иными словами, во имя идеологии он должен быть готов на любые жертвы со своей стороны. И готов принести в жертву во имя идеи другого человека. «Идея оправдывает средства».

Манипуляция с языком

Еще важным аспектом идеологического манипулирования является привитие человеку определенного языка, несущего идеологическое содержание. Человек понимает мир с помощью слов, которые являются символом, несут определенное содержание. Поэтому для эффективной «промывки мозгов» надо навязать человеку определенный словарный запас, за пределы которого он не сможет выйти. Это стандартная практика, которую применяют в деструктивных культах. В романе Оруэлла «1984» описывается феномен новояза – нового языка, который служил средством контроля в тоталитарном государстве. Если человек полностью перенимает «новояз» манипуляторов, он становится пешкой в их игре. Если вы постараетесь противопоставить свою точку зрения человеку, который перенял «новояз», то увидите полное непонимание с его стороны и, что главное, положение может усугубиться до такой степени, что ситуация с ним станет необратимой, и он навсегда окажется заложником словаря, навязанного манипуляторами, не в силах избавиться от него.

Манипуляция с соотношением части и целого

Стоит отдельное внимание уделить тому, что подавляющее большинство не в силах увидеть целое как систему частей. Отдельный человек, как правило, видит только часть и считает ее целым. Это является почвой для идеологического манипулирования. Вы показываете человеку часть, которая полностью правдива, и выдаете ее за целое. Сомнений нет – вы сказали правду, но обман состоит в том, что вы выдали эту правду за целое. Например, западная идеология постоянно говорила о том, что в СССР репрессии. То, что репрессии в СССР были, не подвергается сомнению. Но эта часть, правдивая (хоть и есть примеры ее колоссального искажения, например, «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына), выдается за целое, и в итоге нам дают картину, что в СССР нет других сторон жизни, и всю характеристику этой страны можно свести к информации о репрессиях и тому, что с ними связано. Когда необходимо дискредитировать своего идеологического противника, нужно найти в нем «темную» сторону и выдать ее за полную его характеристику, иными словами, свести противника к ней.

Расчеловечивание

Еще одним важным методом манипулирования является расчеловечивание. Давно известно, что для того, чтобы убить человека, причем не чувствовать после этого никаких угрызений совести и даже почитать себя героем, нужно его расчеловечить. Так ведется борьба с идеологическими конкурентами. Необходимо навесить на него ярлык, назвать его зверем, недочеловеком, агентом сил зла, материалом, биомассой, быдлом, уродом и так далее.

Манипуляция «Разоблачение манипуляции»

Очень эффективной является следующая манипуляция: объекту внушается, что он на самом деле мыслящий человек, способный разобрать, где правда, а где ложь. Манипулятор в этом случае дает нередко искусную критику своего оппонента. «Мы умные люди и понимаем это», «Ведь вы видите, что оппонент лжет». Это является отличным плацдармом для идеологического манипулирования. Жертва уверена, что она вполне свободна и сама может понять, что к чему. Но при этом она проникается доверием к манипулятору, который в дальнейшем может внушать ей все, что захочет. Адепты тоталитарных сект нередко уверены, что благодаря секте они избавились от «зомбирования», и считают зомби всех, кто открыто выступает против учения гуру. Это связано с тем, что во многих деструктивных культах распространяется литература, где говорится о том, что мир погряз во тьме, и приводятся порой совершенно трезвые аргументы в подтверждение этого. И в итоге адепт уверен, что он, срастаясь с сектой, противостоит манипулированию, но на самом деле становится жертвой новых манипуляций.

Повторение

Один из методов манипулирования, который активно используется средствами массовой информации, выражен в постоянном повторении ложной информации. Оказывается, что это производит эффект, поскольку то, что повторяется множество раз длительное время, начинает восприниматься как что-то само собой разумеющееся, очевидное.

Нелогичность

Когда мы сталкиваемся с манипулированием, то при разборе его нередко можем обнаружить нарушение законов логики. Вряд ли мы найдем взрослого человека, который никогда бы не слышал слова «логика». Но при этом почти никто не знает законов логики и не использует ее. Нередко манипуляторы используют методы доказательства, которые изобрели софисты. В Древней Греции софисты были мастерами дискуссий и могли доказать все, что угодно. Они считали, что не существует объективной истины. Истина – это то, что доказано. Софисты, например, доказывали, что белое не только белое, но и черное. Известен софизм про стакан с водой. Берем стакан и наливаем в него до половины воду. О таком стакане можно сказать, что он полупустой и полуполный одновременно. Если равны половины, значит, равны и целые. Поэтому пустое и полное – это одно и то же. Быть искусным манипулятором означает владеть искусством софистов. Софизм можно опровергнуть либо лишь с помощью другого софизма (но в этом случае мы снова искажаем мир и не приближаемся к истине), либо с помощью логики, так как софизмы нарушают законы логики. Так, этот софизм нарушает такой закон логики: белое не может быть белым и черным одновременно. Но, как уже отмечено выше, мало кто владеет законами логики, поэтому искусный софист всегда находит хорошую почву для манипулирования.

Нередко встречается и такая манипуляция: меняются местами причина и следствие, и первое выдается за последнее. Жертва манипулирования в этом случае не видит объективной причинно-следственной цепи.

Манипуляция «Троянский конь»

Еще одной из основных манипуляций является та, которую условно можно назвать «Троянским конем». Она крайне распространена. Суть этой манипуляции такова: вам дают какую-то информацию, которую вы охотно или без особых проблем примите, но подспудно вам внушают что-то еще, какую-то другую, скрытую информацию, которую вы в итоге «проглатываете» вместе с явной. Это похоже на то, когда мать прячет таблетку, которую ребенок отказывается принимать, в плитке шоколада.

Пример «Троянского коня»: на улице к вам подходят приятные молодые люди, они хорошо одеты и говорят с легким иностранным акцентом. Они рассказывают, что представляют международную молодежную организацию, после чего приглашают вас посетить молодежный лагерь за городом, уверяя, что там вы сможете найти друзей и познакомиться с интересными людьми. Когда вы приезжаете в этот лагерь, то оказывается, что это религиозная община, и вы сталкиваетесь с постоянной проповедью и особым распорядком жизни. Естественно, изначально вам ничего не говорили о том, что «международная молодежная организация» — всего лишь ширма, за которой кроется очередная секта. К слову, затащить в секту вас могут под любым предлогом, например, пригласив на курсы английского языка. Посетив эти курсы, вы обнаружите, что они строятся вокруг проповеди и изучения Библии.

В качестве еще одного наглядного примера можно привести издание «Закона Божьего» Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата (Киев, 2003 год). В значительной мере Киевский Патриархат выполняет идеологическую функцию и обслуживает определенные политические силы – это одна из основных причин создания этой церкви. Основной посыл Киевского Патриархата – тотальная русофобия и разжигание межнациональной розни. Издание «Закона Божьего», о котором идет речь, представляет собой переведенную на украинский язык книгу протоиерея Серафима Слободского, которая была написана им в середине ХХ века. И в этом смысле книга ничем не отличается от оригинала, кроме, естественно, языка. Но при этом она содержит вставки политического характера. В части четвертой говорится об истории Украинской Православной Церкви, где постоянно делается акцент на том, что Русская Православная Церковь является негативной организацией и оккупантом. Подчеркивается, что большая часть православных украинцев ассоциирует себя как раз с Киевским Патриархатом, а не с Московским (что противоречит объективной статистике, где МП имеет в несколько раз больше приходов на территории Украины). Создается иллюзия, будто на протяжении всей истории православные украинцы мечтали о «независимой» церкви, враждебно относились к «московской церкви» и боролись за автокефалию. При этом, конечно же, Русская Православная Церковь представлена в худших тонах. Факт создания УПЦ КП преподносится как свершение многовековой мечты украинцев иметь «независимую» церковь.

Отдельного внимания заслуживает вклейка на первой странице, содержащая контакты Днепропетровской епархии УПЦ КП и комментарий к изданию митрополита Днепропетровского и Криворожского. Комментарий объясняет нам основную задачу издания «Закона Божьего». Приведу его в переводе на русский язык: «Эта книга бесплатно предоставляется для изучения Правды Божьей и Истины Его и преодоления грязной политики на Земном шаре. Надеемся, что «Закон Божий» поможет Вам разобраться в вопросах истории Христианской Церкви, истории Православных Церквей мира и, особенно, в истории Украинской Православной Церкви Киевской Митрополии Константинопольского Патриархата, которая самостоятельно существовала с 988 по 1686 годи, а после насильственного присоединения УПЦ Русской Православной Церковью, она подпала под власть с 1686 по 1991 годи – Московского Патриархата. С 1992 года наша Церковь освободилась с московского плена и снова вернулась «домой», к Киевскому, кроме филиала РПЦ Московского Патриархата в Украине, в особе «УПЦ». За Вашу веру в Бога Господь Милосердный наградит Вас Своей мудростью, патриотизмом и любовью к нашей родной Украинской Родине, что имеют народы Прибалтики, Польши, Венгрии, Италии, Германии, Франции, Англии, Израиля и других стран, а предателей, янычаров-оборотней, как синонимы псевдоукраинцев, так званых «хохлов», покарает. Берегите, любите и не стесняйтесь своего украинского языка. Пусть постоянно пребывает на Вас Божье благословение».

Посыл Адриана очевиден: издание «Закона Божьего» преследует идеологические и политические цели. Заметьте, чисто религиозная тема почти не поднимается, и лишь вскользь говорится об изучении «Правды Божьей и Истины Его». Но потом нам говорят, в чем эта «правда» и «истина» — в принятии такого взгляда на историю, на христианство, на православие, которое навязывается манипуляторами. Политический посыл этого вступительного слова Адриана во всем, кроме того, он призывает Бога покарать всех инакомыслящих (несогласных с такой позицией на христианство и историю православия на Руси) и прихожан «филиала» РПЦ – прихожан Московского, а не Киевского Патриархата. Это – «янычары-оборотни» и непатриоты, что уже, по мнению Адриана, заслуживает Божьей кары. Мы сталкиваемся с разжиганием межнациональной и религиозной розни, и стоит отметить, что в значительной мере деятельность Киевского Патриархата на протяжении всего периода своего существования сводится к этому.

Издание «Закона Божьего» Киевским Патриархатом преследует следующую цель: вам дается книга азов православия. Книга стандартная и не вызывающая никаких подозрений – «Закон Божий» Слободского до этого издавался огромными тиражами и не вызывал нареканий в православной среде. Но при этом «контрабандой» проносится политическая агитация. И вас ставят в такое положение: если ты читаешь Закон Божий и принимаешь все, как здесь написано, то ты должен тогда и наши политические взгляды перенять, и русофобией проникнуться, и стать прихожанином исключительно Киевского Патриархата, единственной «правильной» и «патриотичной» церкви на Украине. Единственной богоугодной церкви, поскольку Бог карает непатриотов (а прихожанин Русской Православной Церкви не может быть патриотом в таком контексте) и янычар-оборотней. Так что перед нами характерный пример манипуляции «Троянский конь».

***

Ниже мы коснемся примеров идеологического манипулирования, но ограничимся пока лишь религиозной сферой, не забывая при этом, что подобные методы применяются не только в религии, но и в других сферах жизни, в особенности в политике.

Философия и религия

Молодой человек по имени Сергей двадцати лет, адепт одной из харизматических церквей, поступил в высшее учебное заведение, где его заинтересовали занятия по философии. Он пришел на молодежное собрание в своей церкви. Эти молодежные собрания были для него крайне интересными. Здесь собирались стильные молодые люди. Некоторые из них состояли в рок-группе, исполняющей религиозные песни. Молодежь пила чай и весело проводила время. Сергей с энтузиазмом рассказал о тех знаниях, которые он подчерпнул на предмете философии. Его выслушали. Через какое-то время к Сергею подошел лидер молодежной организации и сказал, что не понимает необходимости в философии. Он сказал, что это отвлекает от духовной жизни и может даже увести от Бога, потому что многие философы были или атеистами, или еретиками. Кроме того, в Библии есть ответы на все вопросы, и нет смысла читать сомнительную литературу, а лучше все время посвятить изучению Библии. Далее лидер молодежного движения привел цитаты из Библии, где апостол Павел предостерегает от занятия философией, а царь Соломон пишет, что суетно читать много книг.

У Сергея после этого разговора в душе назрел раскол. С одной стороны, он чувствовал потребность в дальнейшем изучении философии, с другой, это вступало в конфликт с его религиозными взглядами. Он как и прежде продолжал ходить в церковь и поддерживал общение с молодежными кругами харизматов, но и параллельно уделял внимание чтению философов. Перемены в нем были замечены, и о них сообщили пастору, с который по этому поводу состоялась беседа. Пастор сказал Сергею, что он не против его любознательности, но нужно перенести эту любознательность на изучение Библии и другой духовной литературы, написанной праведниками. Он привел еще цитаты из Библии, которые интерпретировал против философии. Потом процитировал некоторых философов и сказал, что их учения не только не соответствуют «нашей вере», но и греховны. В конце пастор сказал, что по учению Христа есть только «да» и только «нет», а все остальное – от лукавого. И пообещал помолиться за Сергей, чтобы Бог наставил его на путь истинный.

Сергей задумался о том, что сказал пастор. Он и так видел, что философы очень часто пишут то, что противоречит его религиозным взглядам. Кроме того, они не соглашаются друг с другом и имеют кардинально разные точки зрения по самым важным вопросам человеческой жизни. Например, одни философы говорили о любви возвышенно, как казалось Сергею, и ратовали за брак без измен, а другие оправдывали измену и в глазах Сергея выглядели как развратники. Сергей вспомнил, что когда он только начал ходить в свою церковь, его пленило то, что здесь он находит четкие ответы на все вопросы. Здесь четко объясняют, что такое добро, а что — зло, что делать и как жить. Но теперь он соприкоснулся со сложным миром разных мнений. В итоге Сергей решил, что такой сумбур в философии вызван тем, что философы не познали Бога, и поэтому являются слепыми гордецами подобно фарисеям, которые ведут в яму тех, как говорит Христос, кто последует за ними. Он снова вспомнил, как пастор процитировал ему слова из Библии про то, что мудрость мира сего безумие перед Богом. Все это отвадило его от философии, и он снова стал примерным прихожанином своей церкви.

Лекции по философии

В доме ученых проходили, как свидетельствовала реклама, лекции по философии. Их проводила религиозная организация под названием «Новый Акрополь». Но никто не говорил о религиозном содержании этих лекций. Слушателям читали курс лекций о философах, нередко касаясь и толкования разных исторических событий. Лекции были построены таким образом, что постоянно отсылали слушателя к религиозному учению «Нового Акрополя», но при этом сохранялась видимость занятия философией и историей якобы в светском духе.

Говорение на языках                                

Антон, 30 лет, прихожанин одной из харизматических церквей уже 10 лет. Во время одного из собраний он увидел, как рядом с ним люди начали выкрикивать какие-то звуки. Это случилось во время яркой и эмоциональной проповеди пастора, который с невероятной энергией внушительно учил со сцены свою паству. Люди, воодушевленные его проповедью, выкрикивали «Аллилуйя». Многие вдохновенно молились. Уже час Антон находился в повышенном эмоциональном состоянии, испытывая радость, чувство единства. Он говорил про себя, что Дух Святой посетил его. И именно в это время люди, стоящие совсем близко к Антону, стали выкрикивать странные звуки. Это называли в церкви «молитвой на ангельских языках». Сами молящиеся, как правило, не понимали ангельский язык, но в церкви были те, кому, как проповедовали, Бог даровал дар истолкования. Их называли пророками. Антон помолился, и вдруг неожиданно он сам начал выкрикивать разные звуки. Это получалось легко, создавалось впечатление, что молитва на ангельских языках идет сама по себе. Молящихся «в Духе Святом» пригласили на сцену, и пророк начал истолковывать их молитву. Он истолковал и молитву Антона. Как сказал пророк, Бог наставляет Антона через эту молитву, и сама она содержит дальнейшие предписания, как ему следует жить. Истолкование говорило, что Бог хочет, чтобы Антон был хорошим христианином, усердно молился и хранил себя от греха.

Книга святого старца

В православной церковной лавке появилась книга старца Серафима, который, как утверждал неизвестный автор книги (он просто не значился в ней), получил от Бога дар исцеления и был прозорливцем. Книга содержала огромное количество описанных случаев, где старец исцелял и наставлял. В его наставлениях прослеживалась следующая идея: старец учил, что все уже сказано святыми отцами, и больше человеку знать ничего не надо, а остается лишь следовать их учению. Все остальное – от лукавого. Большая часть его поучений была посвящена тому, что в мире правит дьявол, что бесы заполонили всю землю, и их приставлено к каждому человеку по легиону. Он говорил о необходимости отказа от «мирских соблазнов», к которым сводил чтение любой светской или еретической литературы, хождение в театр, смотрение телевизора. К греху праздности он относил стремление человека к любому отдыху. Это время, как говорил старец, должно быть посвящено посту и молитве. Кроме того, старец утверждал, что значительная часть профессий делает тебя слугой сатаны, среди которых он выделял также лицедея (актера), журналиста, учителя. Науку он считал орудием сатаны.

Из книги «Россия и Украина: идеология и манипулирование» 

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *