Информированность как новая форма оглупления

Автор: Павел Минка.

В прошлом глупость ассоциировалась с незнанием. «Знание – это сила» — гласит лозунг просветителей. Но в наше время, наступившее после Эпохи Просвещения, когда почти полностью ликвидирована безграмотность и создана грандиозная система образования, новой формой оглупления стала информированность и образованность.

Современный человек живет в потоках информации. Но он сам не может справиться с ними, структурировать информацию и разложить все по полочкам. Один из методов манипулирования, который используется в сектах, состоит в том, что адепта загружают информацией так, что он не в состоянии справиться с ней — у него не хватает времени и сил все обдумать, и в итоге он принимает то, что ему внушают, превратившись в резервуар, который заполняется искусными манипуляторами так, как им выгодно.

Просветители считали, что уровень интеллекта зависит от количества знаний. Но они совершенно не учли то, что знания могут быть вредными. Во-первых, нужно уметь работать с информацией, чему почти не обучен современный человек. Во-вторых, как оказалось, знание может быть опасным, и крайне важно овладеть методами защиты. «Не все, что сверху, то от Бога». В-третьих, есть лишнее знание, когда человек тратит силы и средства на получение ненужной информации. Избыток информации нередко несет больший вред, чем недостаток.

Залогом успеха манипуляторов является то, что сегодня люди уверены в своей интеллектуальной состоятельности при полном неумении работать с информацией. Управление потоками информации дает власть над умами. Успех пропаганды вызван тем, что современный человек не выработал ментальную защиту от промывки мозгов.

Иногда о ком-то говорят, если хотят подчеркнуть его интеллектуальную несостоятельность, что он «малообразован» или что у него «плохое образование». Но на деле хорошее образование в наших реалиях нередко играет плохую роль. Во-первых, современная система образования является частью государственной пропагандистской машины, во-вторых, школа не учит мыслить и работать с информацией. Если и есть исключения, то они связаны не столько с самой системой, сколько с талантливыми педагогами, которые в любом случае в своей практике вынуждены из нее выпадать. В рамках системы образования возможны «островки», где учат мышлению, но, во-первых, они встречаются редко, во-вторых, они неорганичны и противоречат реальным задачам, которые стоят перед сотрудниками образования.

Из книги «Россия и Украина: идеология и манипулирование»

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *