Понятие постмодерна и постмодернизма

Понятия «постмодерн» и «постмодернизм» слишком многозначны. В них вкладывают разный смысл. Можно найти десятки определений постмодерна. И даже если иногда авторы, которые их используют, в чем-то сходятся, то, как правило, далеко не во всем, расходясь в деталях. Кроме того, подавляющее большинство той информации, которая посвящена постмодерну, является бредом сивой кобылы. Даже у признанных философов, которых считаются характерными выразителями постмодернизма, можно встретить огромное количество спорных и сомнительных идей. Стоит еще добавить, что в культуре ХХ и ХХI ст. происходят постоянные изменения: что-то появляется, а что-то затухает; что-то получает новое развитие, а что-то терпит деградацию. Эпоха постмодерна еще в процессе, она изменчива, и лишь когда она закончится, можно будет изучить ее досконально. Именно поэтому великий философ А.А. Зиновьев, который дает невероятно широкий срез знаний о ней, отказался от использования понятия «постмодерн». Это совершенно нормальный путь бегства от того мракобесия, которое окутало это понятие.

Проще говоря, философская мысль запуталась в том, что такое постмодерн и постмодернизм. Но нельзя отрицать полностью то, что связано с этими понятиями. Если мы стремимся к трезвости и объективности и ищем истину, то должны будем подвергнуть серьезному анализу эти понятия, очищая их от ложных смыслов. Или же пойти по пути экспликации понятий.

Итак, что же такое постмодерн и постмодернизм в моем представлении? Постмодерн – это та  эпоха, в которую мы живем, а постмодернизм – это культура этой эпохи. Полностью вся культура, а не отдельное течение в ней. Назвать дату начала постмодерна нельзя. Многие мыслители утверждают, что он начался во второй половине ХХ ст. – где-то после Второй мировой войны. Но если мы попытаемся проанализировать это утверждение, то не найдем веских доводов в подтверждение этому. Иначе говоря, почему именно постмодерн берет свое начала во второй половине ХХ ст., веских аргументов нет. Кроме того, огромное количество тех явлений, которые приписывают постмодернизму, мы находим и в первой половине ХХ ст., и даже раньше. Это дает повод другим исследователям вообще отрицать постмодерн как таковой. Так когда же начался постмодерн и существует ли он вообще или является просто выдумкой, очередным искажением реальности?

Постмодерн означает «после модерна». После Средневековья началась переходная эпоха Возрождения. И где-то в 16-17 ст. она переросла в эпоху, которую назовут «современностью» или «модерном». Модерн хоть и является разнообразным и многоуровневым явлением с очень сложной и неоднозначной историей, но можно говорить про его фундаментальные черты. Модерн характеризуется идеалами гуманизма и антропоцентризма, рационализма и науки. В этот период мы встречаемся с верой в прогресс – в модернизацию и улучшение общества во всех сферах, что в обывательском смысле представлено как строительство рая на земле, утопии – царства всеобщего благоденствия, свободы, равенства, братства. Идеалы гуманизма, которые породили веру в положительные потенциалы человека, приводят к оптимистическому взгляду на будущее, которое строит этот потенциально хороший человек. Получает развитие индустрия благодаря развитию науки, которая достигает невероятных успехов. Подвергаются критике или сомнению все те области мысли, которые не являются строго научными, например, философская и религиозная мысль. Христианство до сих пор владеет массами, но уже вынуждено действовать в новых условиях. Рождается новое течение в западном христианстве – протестантизм, которое идет по пути рационализации веры, изгоняя из нее мистику. Это своеобразный вариант христианства эпохи модерна (католичество, к слову, сохраняет мистическую сторону, но ему тоже свойственно рационализировать веру, что выражено в крайне развитом богословии и попытке осмыслить тайны веры путем принятия новых догматов, которые более «рационализированы» и менее парадоксальны, чем догматы семи Вселенских соборов). Христианская нравственность сосуществует с атеистической, которая получает свое распространение и обоснование именно в модерне.

Эпоха модерна не сводится только к этому описанию. Во-первых, это было динамическое явление, которое менялось на протяжении своей истории, порождая новое и трансформируя старое. Во-вторых, в самом модерне мы встречаем анти-модернистские настроения, например, у Достоевского, который подверг глубокой критике идеалы модерна в образе Великого Инквизитора. Стоит заметить, что Инквизиция – это явление не Средних веков, как утверждает современный миф, а Нового времени. Действие у Достоевского происходит в самом начале модерна, и монолог Великого Инквизитора – это глубокое осмысление реального воплощения идеалов новой эпохи (вера в Разум, в прогресс, в Свободу, в Равенство, в Человека), их переход от абстрактного к конкретному, в котором эти идеалы порождают не добро, а зло. Здесь можно еще вспомнить десятки имен, например, Ницше. Эти анти-модернистские тенденции в конце концов породят тот базис, на котором строится постмодерн.

Идеалы модерна в процессе своей реализации, воплощения в жизнь, достигают не только положительных результатов, но и отрицательных. Нельзя ничего понять ни в модерне, ни в постмодерне, не владея диалектикой. Бердяев говорит о «двойственности» истории, а Зиновьев – о социальном законе зеркальности. Суть этого закона зеркальности состоит в том, что самые светлые идеалы, воплощаясь в жизнь, порождают не только лучшие, но и самые худшие последствия. Одно дело – абстрактный идеал, а другое дело – его конкретное воплощение в жизнь. При конкретном воплощении в жизнь срабатывают законы диалектики, и в итоге, как говорится, наши недостатки являются продолжением наших достоинств.

В ХХ веке мы наблюдаем особую трансформацию в культуре, новый дух. Эта трансформация представляет собой рождение постмодерна. Назвать дату, с которой начался постмодерн, нельзя. Это случилось «где-то в ХХ веке». В такой неточности нет ничего плохого. Вряд ли можно назвать точную дату наступления какой-либо эпохи вообще, например, Средневековья. Вы можете привязать наступление любой эпохи к какому-то показательному событию, и так часто и поступают историки, но это все очень условно. Трансформация в культуре не происходит за один день. Переход ее в новое состояние – это постепенный процесс, который начинается с мелких потенций, набирающих свою силу долгие годы. Постмодерн есть результат воплощения идеалов модерна. Это не просто разочарование в этих идеалах, это как раз то, что они породили в соответствии с законом зеркальности. Иными словами, утопия была построена, но оказалась неожиданно плохой.

Постмодерн является новым состоянием западной культуры, но он не есть крах Запада. Один из самых распространенных мифов, который активно навязывается, в том числе с подачи западной идеологии, что происходит разрушение Запада, «закат Европы». Этим мифом грешат в России, например, евразийцы. Несмотря на то, что Запад переживает состояние кризиса, он развился в невероятно мощное объединение, начиная с эпохи модерна. Зиновьев называет это объединение сверхобществом. На данный момент, это сверхобщество почти является властителем всего мира, и ведет активную борьбу за укрепление своей власти и уничтожение последних очагов сопротивления. Эта война идеологически прикрывается понятием «глобализации». В эпоху модерна провозглашаются идеалы свободы, равенства, братства, разворачивается эксперимент строительства правового государства, но по закону зеркальности это порождает новую форму рабства и искусного манипулирования массами, которая процветает на Западе в эпоху постмодерна. Запад владеет невероятно мощным идеологическим механизмом, хоть официально констатируется его отсутствие, с помощью которого осуществляет манипулирование массами – самое искусное и тонкое манипулирование за всю историю человечества. Это новая форма тоталитаризма. В центре дальнейшего хода постмодерна – новый тип войны Запада против остального мира, который прикрывается идеей глобализации. 9/11– это символическая дата, выражающая сущность основного процесса в истории на ближайшие десятилетия минимум. Понятие «глобализации» есть идеологическое понятие. На самом деле за ним кроется процесс укрепления власти Запада во всем мире. Это будет основным процессом ХХІ ст., сопротивление которому реально не сможет оказать никакая сила из существующих.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *